Степанов Н.И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство. Теория и методика обучения.
Данное пособие посвящено теории и методики обучения исполнительства — сольного, ансамблевого и оркестрового — на народных инструментах. Раскрывается новый подход в решении различных музыкально-исполнительских проблем: координация игровых движений в соответствии с текстом, направленность внимания, характер эмоций, самоконтроль.
Книга адресована педагогам и студентам высших и средних специальных учебных заведений, а также преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств.

Содержание
Введение .......... 3

Часть 1. Основы теории музыкально-инструментального исполнительства .......... 7

Раздел 1. Модель музыкально-исполнительского мастерства .......... 9

Раздел 2. Историко-культурный аспект формирования исполнительского мастерства музыканта .......... 21

Раздел 3. Организация и управление музыкально-исполнительскими действиями .......... 35

Раздел 4. Современные методы обучения игре на народных инструментах .......... 47

4.1. Структура музыкально-исполнительского действия. Компоненты музыкально-исполнительских действий ......... 47

4.1.1. Мышление .......... 47

4.1.2. Эмоции .......... 49

4.1.3. Игровые движения .......... 55

4.2. Психофизические закономерности и их влияние на разрешение противоречий музыкально-исполнительского процесса .......... 58

4.2.1. Закономерности координации игровых движений .......... 58

4.2.2. Закономерности действия внимания .......... 59

4.2.3. Закономерность о дедуктивной предвосхищающей эмоциональной коррекции игровых движений .......... 59

4.2.4. Закономерности самоконтроля .......... 60

4.2.5. Закономерность об условиях целесообразности .......... 61

4.3. Основные источники и причины противоречий в организации музыкально-исполнительских действий .......... 61

4.3.1. Репродуктивный процесс (воспроизведение текста как фактор, регламентирующий игровые движения — «технический») .......... 61

4.3.2. Продуктивный (творческий) процесс (художественная выразительность и свобода движений) .......... 62

4.3.3. Противоречия .......... 63

4.4. Виды музыкально-исполнительских представлений .......... 65

4.4.1. Представления целостного музыкального образа .......... 65

4.4.2. Звуковысотные представления .......... 66

4.4.3. Осязательно-звуковые представления .......... 66

4.5. Специфика исполнительского мышления и его обусловленность выполнением игровым аппаратом ряда функций .......... 67

4.5.1. Функция источника информации, выполняемая при формировании представлений .......... 68

4.5.2. Функция реализации музыкального содержания произведения .......... 68

4.6. Качества игрового аппарата, влияющие на формирование представлений .......... 70

4.6.1. Активность .......... 70

4.6.2. Чувствительность .......... 72

4.6.3. Экономичность .......... 73

4.7. Способы извлечения звука как условие соблюдения закономерностей, разрешения противоречий и эффективности самоконтроля музыкально-исполнительских действий .......... 74

4.7.1. Удары .......... 74

4.7.2. Нажимы .......... 75

4.7.3. Толчки .......... 76

4.7.4. Броски .......... 76

4.7.5. Скольжение .......... 79

4.7.6. Взятие .......... 79

4.7.7. Схватывание .......... 83

Часть 2. Методика .......... 85

Раздел 1. Формирование музыкально-исполнительских навыков, позволяющих действовать в соответствии с закономерностями .......... 87

Раздел 2. Принципы, способствующие соблюдению психофизических закономерностей в процессе формирования у учащегося-инструменталиста музыкально-исполнительских навыков .......... 89

2.1. Навык трансформации зрительных впечатлений в двигательные представления .......... 92

2.2. Навык выразительной пальцевой артикуляции .......... 94

2.3. Навык превращения звукоизвлекающих движений в «действия-переживания» .......... 98

2.4. Навык адекватной самооценки музыкально-исполнительских действий и их результата как основа самоконтроля .......... 99

2.4.1. Предпосылка исполнительского творчества .......... 99

Раздел 3. Начальный этап обучения игре на народных инструментах .......... 107

3.1. Анализ двигательных ощущений, их роль и значение в координации движений пальцев и достижении целесообразности этих движений .......... 109

3.2. Методы, предотвращающие чрезмерные усилия, «зажатости» и лишние движения при игре .......... 112

3.3. Психофизические упражнения для развития внимания к ощущениям .......... 121

Раздел 4. Совершенствование исполнительской техники .......... 128

Раздел 5. О точке зрения некоторых представителей анатомо-физиологических школ в связи с вопросом совершенствования исполнительской техники .......... 149

Раздел 6. Работа над музыкальным произведением .......... 173

Раздел 7. Музыкальное образование и пути развития исполнительского мастерства на народных инструментах. Эволюция от гармоники к баяну .......... 196

Раздел 8. О структуре музыкально-исполнительского процесса, основанной на способе звукоизвлечения «взятием» как универсальном средстве передачи в звуке всего спектра музыкальных эмоций исполнителя .......... 207

Библиография .......... 216

Подробнее http://www.m-planet.ru/index.php?id=20&detail=247